kler | Дата: Воскресенье, 19.01.2014, 15:59 | Сообщение # 1 |
 Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
| Общее недоразвитие речи - наиболее распространенное логопедическое заключение. Выделяют несколько уровней речевого развития при ОНР. Дети со II и III уровнем как правило попадают в логопедические группы на 2 или 3 года соответственно
|
|
| |
kler | Дата: Понедельник, 22.06.2015, 18:20 | Сообщение # 2 |
 Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
| Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи Р.Е. Левина (1969) выделила три уровня речевого развития.
|
|
| |
kler | Дата: Понедельник, 22.06.2015, 18:23 | Сообщение # 3 |
 Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
| Первый уровень речевого развития.
Данный уровень характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной. Для этого уровня характерно:
¨ Активный словарь состоит из небольшого количества звукоподражаний и звуковых комплексов («би» – машина поехала, «ли» – пол).
«Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов, мимики, неречевых звучаний (крика, плача, смеха). Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует (открывать – «древ», играть в мяч – «мяч», кровать – «пат»). Характерна многозначность используемых слов. В речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Всего в активном словаре 8-10 слов, большинство из которых по форме существительные, а по функции – глаголы. Пассивный словарь детей шире активного. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Речь ребенка понятна только в конкретной ситуации.
|
|
| |
kler | Дата: Понедельник, 22.06.2015, 18:24 | Сообщение # 4 |
 Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
| Второй уровень речевого развития.
На этом этапе дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. Переход к этому уровню характеризуется возросшей речевой активностью ребенка:
¨ Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков.
¨ Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 1-2, редко 3 слов. Необходимые члены синтаксических конструкций пропускаются.
¨ Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы, отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков.
¨ Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты.
¨ В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные предложения. Наличие большого количества аграмматизмов.
¨ Отсутствует словообразование.
¨ Звуковая сторона речи характеризуется существенными нарушениями: искажениями, заменами, смешениями.
¨ Звукослоговая структура слова оказывается нарушенной, при этом слоговая структура слова является более сохранной, чем звуковая структура.
¨ Недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
¨ Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм.
На этом этапе дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко.
|
|
| |
kler | Дата: Понедельник, 22.06.2015, 18:24 | Сообщение # 5 |
 Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
| Третий уровень речевого развития.
Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В целом в речи этих детей наблюдаются:
¨ Активный, и особенно пассивный, словарь значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии (кресло – «диван», стирать – «мыть»).
¨ Дети используют в речи, в основном, простые предложения. При употреблении сложных предложений появляются выраженные нарушения («Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц»).
¨ Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме.
¨ Нарушения словоизменения (большое количество ошибок на согласование и управление: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы, «уша»), смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»), и т.п.)
¨ Нарушения словообразования (трудности дифференциации родственных слов, непонимание значения словообразующих морфем, невозможность выполнения заданий на словообразование).
¨ Звуковая сторона речи существенно улучшается (исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков, остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков).
¨ Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса – «кобалса», сковорода – «соквоешка»).
¨ Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.
¨ На данном уровне оказываются вполне доступными не только пропедевтические устные упражнения, подготавливающие к усвоению грамоты, но и полный звуко-буквенный анализ.
Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
|
|
| |