Принципы и методы психолого-педагогической диагностики.

Комплектование специальных учреждений для лиц с особенностями в развитии.   

Для судеб детей с отклонениями в развитии огромное значение имеет ранняя диагностика. Чем раньше будет выявлен дефект у малыша, и чем раньше с ним начнут работать специалисты, чтобы преодолеть или компенсировать аномалии, тем более существенным окажется результат этой работы. Причем важно не только установить наличие отклонения. Необходимо определить его характер, структуру, качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для организации ребенку медицинской и педагогической помощи или для помещения его в соответствующее учреждение.

Однако далеко не всегда можно прогнозировать возможность появления отклонений в развитии ребенка. Значимая роль в обнаружении тех или иных аномалий развития ребенка принадлежит семье. Постоянно общаясь с малышом, мать может заметить некоторое специфическое развитие младенца, особенности его поведения, отличающиеся от других детей того же возраста. Ей необходимо сразу же обратиться к врачу-специалисту для установления наличия отклонения и получения квалифицированной помощи. В случаях, когда точный диагноз поставить сложно, полезно несколько отсроченное повторное обследование.

Позднее ребенка следует направить на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Перед приходом на ПМПК ребенок должен пройти углубленное врачебное обследование – психоневрологом, офтальмологом, оториноларингологом, фтизиатром, педиатром, ортопедом. Они оформляют подробную медицинскую документацию. Отправляясь на ПМПК, родители ребенка должны позаботиться о том, чтобы иметь при себе его тетради, рисунки, поделки.

На ПМПК присутствие матери весьма желательно, т.к. только она может дать сведения относительно рождения и раннего развития ребенка – о становлении его моторики, предметной деятельности, начальных ступенях понимания речи и пользования ею, о перенесенных заболеваниях и т.д.

В состав ПМПК обычно бывают включены психолог, врач-психоневролог, психиатр, логопед, педагог-дефектолог, педагог младших классов школы общего назначения. Чрезвычайная ответственность решений ПМПК обусловлена тем, что комиссия в большей степени определяет судьбу ребенка.

Работа в ПМПК предусматривает соблюдение ряда основных принципов.

Принцип комплексного изучения. Комплексное изучение ребенка предполагает обследование всеми специалистами, но не одновременно, а последовательно. Лучше всего, если представители каждой специальности будут работать в отдельных комнатах. Этим обеспечивается создание спокойной, доверительной обстановки, лишенной дополнительных, отвлекающих внимание ребенка факторов. Результаты всех обследований должны быть совместно обсуждены всеми специалистами, а затем обобщены одним из них и представлены в виде заключения, основывающегося на разноаспектных конкретных материалах.

Принцип целостного, системного изучения. Предполагает выявление не только особенностей его познавательной деятельности, но и своеобразия эмоционально-волевого развития, моторики, поведения, физического состояния, рассматриваемых в различных сочетаниях и взаимосвязях.

Принцип онтогенетического подхода. Предполагает тщательное, всестороннее изучение всего жизненного пути пришедшего на комиссию ребенка, включая ранний период развития, в том числе и внутриутробный, а также сведения о его родителях. При этом членам комиссии очень важно знать, чем характеризуются возрастные этапы развития в норме.

Принцип детерминированного подхода. Предполагает на только выявление недостаточности, присущей его психическим функциям, но и определение их взаимозависимостей. Имеется в виду определение первичного дефекта, обусловленного им вторичного дефекта, а также дефектов других порядков. Данный принцип предполагает обязательный учет социальных условий жизни ребенка.

Принцип динамического обследования. Изучение ребенка в процессе осуществляемой им определенной деятельности, варьирующихся условий предъявляемых заданий, оказания различных видов помощи или прямой подсказки, т.е. принципа обучающего эксперимента. Реализация этого принципа предполагает строгий учет характера и меры помощи, необходимой ребенку для решения той или иной задачи. Анализ полученных при этом материалов позволяет судить об обучаемости ребенка, которая служит одной из важнейших характеристик его познавательных возможностей. Вместе с тем определение обучаемости имеет непосредственное отношение к установлению зоны ближайшего развития ребенка, т.е. к прогнозу его продвижения.

Принцип индивидуального подхода к ребенку. Предполагает определение специфических для ребенка нужд и направлений необходимой для него помощи путем обобщения и систематизации всех показателей, полученных при изучении, т.е. его индивидуальную идентификацию.

Принцип единства методологической концепции. Предполагается использование методик, позволяющих выявлять общие закономерности развития аномальных детей, а также специфические закономерности, свойственные отдельным категориям детей с особыми нуждами. Значение различных аспектов диагностического обследования ребенка, используемых ПМПК, не однозначно при работе с разными категориями детей. Каждая из применяемых методик должна быть  полифункциональной. Имея основную направленность, она должна предусматривать получение данных, характеризующих различные стороны психики ребенка. Вместе с тем методики, составляющие единый комплекс, должны быть объединены таким образом, чтобы с их помощью можно было получить материалы, взаимодополняющие друг друга.

Принцип разноуровненного количественного и качественного оценивания полученных результатов.

 

Методология психолого-педагогического обследования основывается на целостности и конкретности педагогической диагностики. На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем – определяется «зона ближайшего развития». 

Основными методами психолого-педагогической диагностики детей, пришедших на ПМПК, являются следующие:

-Изучение анамнеза.

-Наблюдение за игрой и поведением ребенка (периодическое, лабораторное, открытое, включенное наблюдение за ребенком).

-Беседа (с ребенком, с родителями). Сбор первичных данных на основе вербальной коммуникации. (+ свободное интервью, т.е. строгая стратегия в общих чертах на фоне свободной тактики).

-Анализ продуктов деятельности.

-Оценка коммуникативного поведения и контактности ребенка, адекватность его реакций на одобрение, замечания педагога и неудачи в работе.

 

По результатам проведенного комплексного психолого-педагогического обследования члены ПМПК составляют полное заключение, где дается обоснование диагноза и направления ребенка в определенное учреждение.

В настоящее время определены структуры различных типов учреждений, содержание коррекционного и воспитательного воздействия. Предусмотрена преемственность, обеспечивающая при необходимости возможность перевода ребенка в учреждение, соответствующее уровню его общего и речевого развития. С каждым годом увеличивается помощь аномальным детям дошкольного возраста.

Государственная забота о детям с отклонениями в развитии выражается не только в создании дифференцированной сети специальных школ, но и в систематическом повышении уровня образования детей с дефектами в развитии. Подавляющее большинство специальных школ является интернатными, и всё содержание детей в них обеспечивается за счет государства. В нашей стране для воспитания и обучения различных категорий детей с отклонениями в развитии функционируют разнообразные учреждения государственного и частного характера. Это специальные детские сады и специальные группы при обычных детских садах, специальные школы и школы-интернаты, а также специальные классы, создаваемые при школах общего назначения.

Детские сады для детей с отклонениями в развитии, как правило, оснащены, хоть и не всегда полностью, специальным оборудованием, приспособленным для проведения коррекционно-воспитательной работы. Так, для детей со сниженным слухом предусмотрены слуховые кабинеты и слуховые аппараты. Специальная мебель, разнообразные тренажеры, плавательные бассейны используются в детских садах для детей с нарушениями ОДА и т.п.

Значительная часть со слабо выраженными отклонениями в развитии – дети с ЗПР, с легкой степенью умственной отсталости, слабовидящие, слабослышащие, с нерезкими нарушениями и негрубыми недостатками ОДА посещают обычные детские сады.

Нахождение ребенка с отклонениями в развитии в специальной группе детского сада или просто в обычном детском саду имеет для него положительное значение. Оно обусловлено его пребыванием в коллективе сверстников, широкими возможностями общения с ними, что важно для социальной адаптации и подготовки к дальнейшей жизни и обучению. Лишь небольшая часть детей (преимущественно с глубокой умственной отсталостью) после пребывания в детском саду попадает в интернатные учреждения Министерства социальной защиты или возвращается в семью.

Для всех категорий детей с отклонениями в развитии в России имеются специальные школы и школы-интернаты, а также специальные классы, организуемые при школах общего назначения.

При специальных школах организуются классы для детей со сложными дефектами. Например, с нарушениями зрения и мыслительной деятельности или со снижением слуха и умственной отсталостью и т.д. такие классы есть не в каждой школе. Они создаются по мере необходимости.

Все дети с отклонениями в развитии, кроме умственно отсталых и страдающих сложными дефектами (исключая слепоглухих) получают цензовое образование. Они учатся в замедленном темпе, по специальным методикам, но усваивают объем знаний, соответствующий программа начальных или средних классов школ общего назначения. Это дает возможность наиболее способным подросткам после окончания специальной школы поступать на различные курсы, в ПТУ, в средние и высшие учебные заведения и продолжать свое образование.

____________________________________________________________________________

 

Согласно типовому положению о дошкольных образовательных учреждениях, в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего назначения наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет естественно:

 

Для детей с ТНР

 

Для детей с ФФНР (старше 3 лет)

Для глухих детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Для слабослышащих детей

Для слепых детей

Для слабовидящих детей

Для детей с нарушениями ОДА

Для детей с УО

Для детей с ЗПР

Для детей с глубокой степенью УО

Для детей с туберкулезом

Для часто болеющих детей

Со сложными дефектами (более 2)

Иные отклонения в развитии

6-10 чел.

 

12 чел.

до 6 чел.

6-8 чел.

до 6 чел.

6-10 чел.

6-8 чел.

6-10 чел.

6-10 чел.

до 8 чел.

10-15 чел.

10-15 чел.

до 5 чел.

10-15 чел.