Обогащение словарного запаса с помощью настольных игр.

Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Изготовить их можно и самим. Для расширения словарного запаса применяются различные лото, одно из самых любимых – «Зоологическое лото». Каждая большая карта посвящена какой-либо одной группе животных, например: домашние животные, животные леса, зоопарк, животные Севера. В центре большой карты находится сюжетная картинка, изображающая зверей в природе, а по краям даны предметные картинки. Такие же картинки, но на отдельных карточках, нужны для демонстрации, они находятся у ведущего.

Примерный материал для «Зоологического лото»:

1.домашние животные: конь, корова, свинья, овца, собака, кошка, курица, петух, гусь, утка, индюк;

2.дикие животные: волк, заяц, лиса, медведь, белка, ёж, синица, дятел, скворец, сорока, воробей, кукушка;

3.зоопарк: слон, лев, тигр, жираф, антилопа, зебра, кенгуру, бегемот, носорог, попугай, страус, обезьяна;

4.животные Севера: морж, тюлень, чайка, песец, полярная сова, белый медведь, морской котик, кит, дельфин, северный олень, горностай, белая куропатка.

Данное лото используется для проведения различных игр.

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: уточнение глагольного словаря по данной теме.

Первый вариант.

Ход игры. У детей большие карты. Ведущий называет слово-действие (прыгает, бегает, ползает, летает), а дети называют нужное животное и кладут на картинку фишку. Выигрывает тот, кто первым закроет предметные картинки фишками.

Второй вариант.

Ход игры. У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображением животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как передвигается это животное.

Игра «Кто как голос подает?»

Цель: уточнение глагольного и предметного словаря по теме.

Первый вариант.

Ход игры. У детей большие карты. Ведущий называет слово-действие, а дети называют нужное животное.

Для справок: конь ржет, корова мычит, свинья хрюкает, овца блеет, собака лает, кошка мяукает, курица кудахчет, гусь гогочет, петух кукарекает, индюк лопочет, утка крякает, волк воет, заяц пищит, лиса тявкает, медведь ревет, белка цокает, ёж фыркает, синица свистит, дятел стучит, скворец поет, сорока стрекочет, воробей чирикает, кукушка кукует.

Второй вариант.

Ход игры. У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображением животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как подает голос это животное.

Игра «Домашние и дикие».

Цель: различение групп домашних и диких животных.

Ход игры. Для игры берутся предметные картинки из групп «Домашние животные» и «Дикие животные». Играют двое: ребенок и взрослый. Они договариваются, кто «главнее»: дикие или домашние животные. По условию игры «главный» забирает «подчиненного». Затем раздают все картинки поровну и одновременно выкладывают на игровой кон по одной любой картинке. Главная картинка «забирает» второстепенную. Если выпали две картинки из одной условленной группы (две главные или две второстепенные), выкладывают еще по одной, и так до тех пор, пока какая-нибудь не победит.

Игра «Угадай по описанию».

Цель: развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки диких и домашних животных.

Ход игры. У детей по несколько предметных картинок из «Зоологического лото». Ведущий дает описание животного с помощью прилагательных. Ребенок, у кого есть нужная картинка, изображающая данного животного, должен поднять эту картинку и назвать ее. Если загадка разгадана правильно, ребенок получает фишку и кладет ее на картинку. Выигрывает тот, кто раньше закрыл свои картинки фишками.

Примерные картинки для игры: медведь, волк, ёж, белка, заяц, лиса, корова, кошка, собака, гусь, слон, тигр, лев, обезьяна.

Для справок:

  • лохматый, косолапый, бурый;
  • голодный, серый, злой;
  • колючий, маленький, серый;
  • маленькая, быстрая, рыженькая;
  • трусливый, прыткий, белый;
  • хитрая, ловкая, рыжая;
  • крупная, рогатая, добрая;
  • пушистая, ласковая, серая;
  • сторожевая, сильная, верная;
  • белый, крикливый, домашний;
  • огромный, добрый, толстый;
  • полосатый, хищный, злой;
  • опасный, мощный, гривастый;
  • смешная, озорная, быстрая.

Игра «Кто что делает?»

Накоплению глагольного словаря способствует лото «Кто что делает».

Цель: уточнение глагольного словаря, дифференциация сходных действий.

Ход игры: у детей карточки с изображением сходных действий. Ведущий называет действие, дети рассматривают свои сюжетные картинки, и тот ребенок, у которого есть нужная картинка, составляет предложение. Выигрывает тот, кто раньше всех и правильно составил предложения по своим сюжетным картинкам.

Слова-действия для называния: шьёт, вышивает, вяжет, моет, стирает, купает, бежит, прыгает, скачет, несет, везет, ведет, строит, чинит, ремонтирует, поливает, наливает, выливает.