Главная » Статьи » Мои статьи

Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями массовых групп (выступление на семинаре - практикуме)

Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями массовых групп ДОУ по коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

Деятельность педагогов ДОУ направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Для этого в МДОУ работает ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум), нами разработан журнал взаимосвязи специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.

Задачи работы учителя - логопеда:

  • Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Оценка результатов помощи   детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Общие задачи работы педагогов ДОУ:

  • Создание среды психологической поддержки   детям с нарушениями речи.
  • Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие   произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Активизация   отработанной лексики.
  • Снятие тревожности у детей при негативном настрое на   логопедические занятия.
  • Обеспечение психологической готовности к школьному   обучению.
  • Повышение психологической культуры родителей и   педагогов.

В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего диагноз «общее недоразвитие речи, нерезко выраженное недоразвитие речи» уже ставят детям с 4—5-летнего возраста. Количество таких детей неуклонно растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что заметно усугубляет их психологическое состояние и речевое развитие. Выход из этой ситуации большинству родителей таких детей видится в посещении ими дошкольного логопункта и в занятиях с частным логопедом.

Однако необходимо принять во внимание, что:

  • в отличие от работы в логопедической группе, нет программ для работы на логопункте, нет положения о логопунктах, принятого на государственном уровне (кроме «Положения об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп», утвержденное на заседании актива дефектологов Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 г.);
  • происходит значительное увеличение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи;
  • группа детей для занятий очень разнопланова. В последнее время прослеживается тенденция на утяжеление речевого дефекта (ФФНР с дизартрическим компонентом, ОНР, задержка темпа речевого развития и т. п.) у детей массовых групп. Группа детей с чисто фонетическими нарушениями немногочисленна;
  • воспитатели массовых групп, как правило, не участвуют в коррекционной работе (в отличие от логопедических групп), так что процесс закрепления материала ложится на плечи логопеда и родителей;
  • целью работы логопеда на логопункте является коррекция фонетического дефекта, что априори не подходит для ребенка с общим недоразвитием речи или для ребенка с замедленным (индивидуальным) темпом речевого развития.

Дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), — это дети с системным речевым нарушением, характеризующимся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.

При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4—5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.

Все вышеперечисленные проблемы создают дополнительные трудности в организации и планировании работы учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.

Дефекты звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомами других, более сложных, нарушений (дизартрии, алалии и т.д.) и при систематической работе по формированию звукопроизношения они выявляются достаточно отчётливо. В таких случаях необходима помощь логопеда, направленная на преодоление основного дефекта, а не только недостатков звукопроизношения.

По отношению к детям, посещающим занятия у логопеда и остающимся в массовых группах, воспитатель осуществляет индивидуальный подход на фронтальных занятиях и организует индивидуальную работу согласно указаниям логопеда.

 

Работа психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в МДОУ№53 «Чебурашка».

Работа ПМПк ведется на протяжении всего учебного года и предусматривает плановые заседания и внеплановые (по запросу родителей/законных представителей, воспитателей группы). В Положении о ПМПк обозначены задачи, цели и функции работы ПМПк МДОУ № 53 «Чебурашка».

В состав ПМПк входят заведующая МДОУ, учителя – логопеды, педагог – психолог, старшая медсестра, воспитатели групп, представляющие ребенка на консилиум.

 ПМПк МДОУ работает в тесной связи с районной психолого-медико-педагогической комиссией (РПМПК). Порядок обращения в РПМПК прописан в Положении. Для представления ребенка на РПМПК воспитатель должен предоставить пакет документов, наиболее объективно отражающих поведение ребенка, его успеваемость, возникающие трудности при воспитательно-образовательной деятельности.

Согласно решению РПМПК формируются логопедические группы в соответствии с поставленными заключениями комиссии, учитывая так же возраст и процентное соотношение мальчиков и девочек в группе.

Все дети, прошедшие ПМПк и РПМПК регистрируются в соответствующие Журналы учета детей с заключением комиссии и решением родителей / законных представителей о согласии / отказе от помощи специалистов.

Статистика отказов от прохождения РПМПК в МДОУ №53 «Чебурашка»:

Учебный год

Количество человек

№ группы

2011 – 2012

1

1

№6

 №3

2012 – 2013

4

1

№5

№9

2013 - 2014

1

№10

 

 

Работа ПМПк предусматривает проведение 1 бесплатной консультации для родителей с ребенком для выявления проблем развития и составления индивидуальной коррекционной программы для ребенка.

При отказе родителей от дальнейшей помощи специалистов заполняется соответствующий бланк, помощь ребенку не оказывается.

Воспитатели должны вести работу с родителями о необходимости своевременного обращения за помощью к специалистам МДОУ. Для этой цели необходимо организовывать родительские собрания, консультации, совместные беседы, семинары – практикумы с привлечением специалистов для определения перспектив дальнейшего развития ребенка.

Категория: Мои статьи | Добавил: kler (09.05.2014)
Просмотров: 1888 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]